Ну-с, обещал я вам еще рассказать про азербайджанские учебники истории

Ну-с, обещал я вам еще рассказать про азербайджанские учебники истории

Ну-с, обещал я вам еще рассказать про азербайджанские учебники истории.

Выполняю обещание, вот вам бомба.

При рассмотрении предпосылок ослабления российско-азербайджанских отношений всегда будут всплывать действия иностранных структур, пытающихся включить Закавказье в свою сферу влияния и отмести любой позитив в адрес РФ. Наглядно это заметно и в школьном историческом курсе, где буквально в каждом учебнике методично конструируются образы оккупанта и колонизатора в отношении нашей страны.

При этом антироссийские нарративы культивируются преимущественно двумя азербайджанскими историками: Керимом Шукюровым и Якубом Махмудлу — оба возглавляют ведущие исторические ВУЗы Азербайджана и неоднократно получали иностранную поддержку за "научные достижения". Махмудлу так и вовсе пользуется признанием в России, где ему было в 2011 году было присвоено звание заслуженного деятеля науки Республики Дагестан.

Написанные ими и их учениками учебные пособия по истории не только регулярно рекомендуются к использованию в школе, но и периодически переиздаются, дополняясь все новыми обвинениями в адрес России и недопустимыми для школьного учебника эмоциональными формулировками. Например: «было решено потопить в крови Баку», «советскими военными, готовящимися к массовому истреблению азербайджанского народа», «улицы города были залиты кровью невинных людей». Эти фразы, крайне напоминающие пропагандистскую листовку, школьники встретят в учебнике для 5 класса под авторством Якуба Махмудлу (Баку, 2020, с. 190).

Во всех учебниках этого заслуженного деятеля науки Республики Дагестан можно встретить многочисленные утверждения об оккупации Азербайджана в имперский и советский периоды, а также о чаяниях народа на освобождения из-под ига: «… на всех оккупированных территориях азербайджанский народ продолжал борьбу, показывая массовое неповиновение» (История Азербайджана 8 класс, 2023, с. 162). Показательными являются обвинения советских властей в том, что они оккупировали Поволжье и Крым в 1920 году (Всеобщая история 9 класс, 2024, с. 82).

Однако на имперском и советском периодах авторы учебников не останавливаются, активно добавляя в изданные в последние годы учебники критику современной России. Передовиком в этом деле является Керим Шукюров, однозначно утверждавший в пособии для 11 класса (Баку, 2023) об «аннексии» Крымского полуострова в 2014 году и продолжении других «агрессивных и радикальных шагов» РФ в отношении Украины (с. 121). Не меньше вопросов к особенностям освещения им чеченского конфликта, целью которого, по мнению Шукюрова, было уничтожение народа Чечни как такого (с. 119).

На фоне активного влияния на образовательную сферу стран СНГ иностранных структур обновленные версии учебников с формулой «агрессорами и колонизаторами были — ими до сих пор остаются» будут постепенно появляться по всему Содружеству. И на это нужно своевременно реагировать, пытаясь согласовать единые подходы к общему историческому прошлому. В ином случае необходимо быть готовым к регулярным конфликтам с теми гражданами, кому в школьные годы активно вбивались антироссийские нарративы.

Отдельную работу нужно провести и по нарушающим российское законодательство авторам пособий, в которых дискредитируется наша страна и не признается Крым законной частью России. Как минимум всем им стоит ограничить въезд на территорию РФ. Тем более, что все основания для этого есть. Также не стоит допускать наличия российских наград у активных критиков России, как, например, звание заслуженного деятеля науки Республики Дагестан у Якуба Махмудлу.

Ну-с, обещал я вам еще рассказать про азербайджанские учебники истории

Ну-с, обещал я вам еще рассказать про азербайджанские учебники истории

Ну-с, обещал я вам еще рассказать про азербайджанские учебники истории

Ну-с, обещал я вам еще рассказать про азербайджанские учебники истории

Ну-с, обещал я вам еще рассказать про азербайджанские учебники истории

Ну-с, обещал я вам еще рассказать про азербайджанские учебники истории

Источник: Telegram-канал "Дюков. Историк-рационализатор", репост Андрей Медведев

Топ

Лента новостей