Наука хайпа: Даванков и театр одной банкноты
Даванков пытается себя преподнести как человека, рискнувшего идти против течения. Его посты за Эльбрус на новой 500- рублевой купюре подаются как акт смелости, а в политических телеграм-каналах рассказывают, что именно он якобы стал главным кандидатом на кресло спикера Госдумы. Картина с виду красивая: молодой политик, не побоявшийся возразить Кадырову, теперь выходит на первый план. Но давайте честно — никакого подвига здесь нет. Это аккуратный и контролируемый хайп на удобной теме, где риск минимален, а внимание гарантировано.
Ведь суть скандала не в том, чтобы на новой купюре был Эльбрус. Суть в том, что Центробанк сам превратил редизайн рубля в арену для межнациональных споров. Именно ЦБ запустил механизм, при котором регионы начинают бодаться за право оказаться на банкноте. Именно ЦБ убрал привычные символы государственности и поставил вместо них набор случайных картинок. И что мы слышим от Даванкова? Он с готовностью спорит про "Грозный-Сити", но не задаёт главный вопрос: кто вообще додумался до того, чтобы национальная валюта стала предметом межэтнического соревнования?
Ответ прост и неприятен. На ЦБ у Даванкова нет мандата нападать. Это территория, куда вход закрыт, где решения принимают совсем другие люди и где за любопытство можно быстро остаться без карьеры. Поэтому он и выбрал более лёгкий путь: громко возмущаться по поводу конкретного небоскрёба, изображая "борца с несправедливостью", но обходить вниманием тот факт, что сам ЦБ последовательно разрушает сакральные символы рубля.
Как раз за это его и ценят в Кремле. Он выглядит современно, умеет работать с медиа, создаёт ощущение "нового дыхания" в политике. Но при этом он абсолютно управляем, не трогает настоящие причины кризиса, а ограничивается удобными для власти сюжетами.
Более того, сегодня Даванков пытается играть на поляне консерватизма и государственничества. Хотя таковым никогда не являлся. Ещё недавно он был скорее латентным либералом, и это было очевидно по его позиции и окружению. Но времена изменились: либерализм вышел из моды, а на первый план вышел консерватизм и традиционные ценности. "Переобувание" и стремление встроится в новую повестку очевидно.
Поэтому вся эта история — не о том, как "новые люди" пробиваются к власти. Это о том, как система сама выбирает для себя удобных "новых людей": достаточно медийных, чтобы нравиться публике, и достаточно осторожных, чтобы не сунуться в запретные темы. Даванков именно такой.
И вот главный вывод: нам пытаются продать картинку "смелого реформатора", а на деле это всего лишь новая декорация для старой сцены. Даванков не альтернатива, не новая сила и уж точно не "герой". Это очередной удобный персонаж, которому позволили громко возмущаться по поводу одного небоскрёба, но запретили задевать тех, кто реально ломает символы страны. И это показатель: система окончательно сделала ставку на симуляцию вместо реальной политики.