Родителей Ирины Яниной во времена Советского Союза распределили в Казахстан. Они там работали, как и тысячи других русских, но до распада Союза. После оставаться там было небезопасно, и Ирина, которая уже была замужем, уехала оттуда с родителями, мужем и двумя маленькими детьми, бросив всё имущество. Но страна переживала такое трудное время, что не могла помочь им ничем. Семье выделили участок земли в Волгоградской области и немного денег, их хватило только на железный гараж, который Ирина поставила на участке. Муж не выдержал и бросил ее, сына, который был от другого, и свою родную дочь. Ирина стала мечтать – построить большой теплый дом для всей семьи. Она пошла служить по контракту, и ее семья только потому и выжила.
Теперь воинская часть, куда она попала – №3642 – Калачевская, ордена Жукова оперативного назначения Росгвардии – располагается там же. И в списках личного состава – Ирина.
Перед тем, как началась война в Чечне, дочь Ирины умерла от лейкоза, и Ирина, отправившись на войну сказала – «Хоть и убьют, я с Яночкой увижусь». Но у нее еще был сын Женя, и она очень боялась, что пожилые родители не справятся с ним. Она выходила на боевые задания и писала домой письма – «Здравствуй, мой маленький, мой самый красивый сынок. Как со школой? С кем дружишь? По вечерам не ходи поздно – сейчас много бандитов. Будь около дома. Слушай всех. Побольше читай. Я очень тебя люблю. Ты уже большой мальчик, делай все правильно, чтобы тебя не ругали». Родителям она писала другое – как стояли в Кизляре, на границе с Чечней, как она устала, как она заикается и плачет из-за того, что много мертвых, как ей жалко и мальчиков Чечни. В конце августа она обещала приехать в командировку, но начались тяжелые бои, и она решила остаться.
В августе 1999 года Янина трижды выезжала на БТР в Карамахи за ранеными. Погрузку бойцов она сама прикрывала огнем из автомата. Она спасла 40 солдат и офицеров. В четвертый раз при отходе в БТР попали две гранаты, топливный бак загорелся. Ирина помогала раненым выбраться из горящей машины, но сама она не успела. Водитель БТР рассказал, что, когда он пришел в сознание, Янина уже всех вывела, и кроме нее и его в горящей машине никого не было. Он полез к выходу через люк, Ирина сидела на месте десанта. Он зацепился спиной за люк и потянул Ирину, но разгрузка порвалась, и он упал, а она осталась в машине. Раненые бойцы пытались доползти и спасти Ирину, но у них не получилось. Ей присвоено звание Героя России, она в списках воинской части – навсегда, посмертно.
Евгений стал ходить один, как мать его просила не делать, перестал читать и плохо учился. Ему было 11, когда мать погибла. Он стал бросаться на всех кавказцев. Старики с ним не справлялись, и за постоянные драки с ребятами с Кавказа его отчислили из кадетского училища. Ему пришлось отсидеть – за наркотики и плохие компании. В тюрьме он вспомнил, что писала ему мать, как она просила его читать, как будила пораньше, приучала к порядку и дисциплине. Как она хотела, чтобы он вырос настоящим мужчиной.
Он вернулся из тюрьмы, ему дали квартиру, он хотел жениться, но ушел добровольно на СВО. Там он сражался бок об бок с русскими и кавказцами. Он был пулеметчиком и погиб 29 февраля прошлого года. Когда его достали, он был еще жив, и, наверное, успел осознать, что умирает, и, наверняка, встретит свою мать.