Олег Царёв: В соцсетях расходится информация о том, что возле Тобольска в историко-мемориальном комплексе «Искер» собираются поставить памятник Сузге Ханым — одной из 9 жен последнего сибирского хана Кучума

15 июля 2025, 00:30

В соцсетях расходится информация о том, что возле Тобольска в историко-мемориальном комплексе Искер собираются поставить памятник Сузге Ханым одной из 9 жен последнего сибирского хана Кучума. В этой информации есть одна важная неточность: памятник уже появился три недели назад, хотя он и не согласован с комитетом по делам национальностей Тюменской области.

Прежде чем оценивать это событие, немного малоизвестной истории. Комплекс находится на территории ранее существовавшего одноименного города (известного также под названиями Кашлык и Сибирь), который с 1495 по 1581 был столицей Сибирского ханства. Там поначалу правила династия Тайбугидов. Последний ее правитель Едигер в 1555 сам обратился к Ивану Грозному с просьбой прибрать Сибирь к рукам. Восемь последующих лет он был вассалом России, однако был свергнут и казнен выходцем из Бухары Кучумом, узурпировавшим власть.

Впоследствие ханство было присоединено к России атаманом Ермаком, а сопротивление Кучума России прекратилось в 1598, когда его армия была разгромлена в Ирменском сражении воеводой Воейковым. Победившее русское войско более чем на треть состояло из татар. Поэтому неправильно, когда пытаются подать эти события как национальный конфликт.

Есть легенда, что в этом сражении в плен попала и Сузге, которая потом вступила в брак с племянником Кучума Мухаммед-кулом, принявшим российское подданство. Ее приводит казахский историк Абдиров в своей хвалебной биографии хана, но приводит и другую легенду что ханша сражалась с русскими в своем городке Сузге-тура и заколола себя, чтобы не сдаться в плен.

Как было на самом деле, мы не знаем. В 7-томной истории татар, изданной уже в этом веке, много о Кучуме и ни слова о ней. Но как видим, историю Искера при желании можно подавать и как историю вражды с сибирскими татарами.

Поэтому в случае с памятником Сузге важно понять, какие идеи продвигают те, кто стоит за установкой этого монумента. А это, прежде всего, глава региональной татарской организации Наследие Луиза Шамсутдинова. Открывая ее страничку Вконтакте, сразу натыкаешься на проект памятника Великому Хану Сибирского Ханства Кучуму, автором которого Шамсутдинова именует сама себя.

И этой конной статуей она ограничиться не хочет. Еще 5 лет назад Шамсутдинова анонсировала сооружение мавзолея Кучуму, который утопил разбойника Ермака и достойно вел войну с царем Иваном Грозным, защищая наши Земли!. И там же множество постов о ее попытках борьбы с памятником Ермаку в том же Тобольске. В свете процитированной фразы понятно, что смысл деятельности этой активистки распространение нарратива о том, что Сибирь татарская земля, а русские здесь чужие.

Поэтому установка памятника Сузге выглядит как подготовка почвы для сооружения памятника самому Кучуму. Точно так же, как на Украине в свое время реабилитация Грушевского была шагом к реабилитации Бандеры.

Теперь вопрос, как трактовать такую деятельность в ситуации, когда на Украине и на Западе открыто ставится вопрос о расчленении России. В Раде, например уже почти 2 года действует спецкомиссия по взаимодействия с сепаратистскими движениями в России. Один из плодов ее деятельности законопроект Об основах политики по взаимодействию с национальными движениями колониальных народов Российской Федерации. В его статье 5 в перечне способов борьбы за распад России назван и такой: Содействие преодолению культурных последствий господства колониального режима, территориальных претензий к колониальным народам и попыток установить монопольное право на трактовку их истории. По-моему, очень соответствует деятельности по увековечению Кучума и ему подобных.

Олег Царёв. Подписаться.

Популярные новости за сутки

Больше новостей на Grozny-news.ru