ЧТО ТАМ С ДОЛЛАРОМ?
Журналист, писатель Дмитрий Лекух, автор канала @radlekukh
Американская валюта переживает худшую неделю с июня прошлого года: за последние пять дней спотовый индекс доллара упал на 0,8% (это очень много для такого интервала). Да и вообще доллар системно падает из-за «политического кошмара» (Bloomberg), резко дестабилизирующего не только внешние, но и внутренние американские рынки. Как злорадно констатирует отнюдь не симпатизирующее нынешней администрации агентство, инвесторы пришли в замешательство, когда президент Дональд Трамп сначала пригрозил ввести пошлины против Европы из-за Гренландии, а затем как бы отказался от этой идеи после заключения сделки с НАТО.
Также налицо резкое сокращение объёмов держателей госдолга США на внешних рынках. В Индии стоимость долгосрочных долговых обязательств США в активах упала в сравнении с 2023 годом на 26%, в КНР доля казначейских облигаций США вообще грохнулась до 18-летнего минимума. А ещё угрозы Европы о «распродаже американского долга», на которые Трамп уже жёстко отвечает. Словом, мир, учитывая сохраняющуюся пока гегемонию резервной валюты, застыл на пороге теперь ещё и колоссального финансового кризиса.
Ещё одним симптомом происходящих болезненных перемен является процесс «перетекания резервов»: в частности, золото уже прямо сейчас, на наших буквально глазах, занимает всё большую долю в резервах Индии, России и Китая, к которым постепенно добавляются и нефтедобывающие арабские страны, что вновь поднимает вопросы о роли долга США как резервного актива. И таких вызовов, если они будут достаточно настойчивыми, глобальная финансовая система в нынешней конфигурации совершенно точно не переживёт. Нет, из нынешнего пике доллар, скорее всего, выйдет, но его как минимум масштабной девальвации уже не избежать. В этом сегодня заинтересованы все, включая в первую очередь сами США. Вопрос тут только в том, насколько эта девальвация будет управляемой.
Таким образом, можно смело вслед за Bloomberg констатировать: доллар действительно находится в очень плохом положении почти по всем позициям — от колоссального госдолга США до структурных проблем всей западной экономики. Более того, доллар сейчас и реальную экономику в США не даёт реформировать — наезд Трампа на ФРС тут совсем не случаен. Поэтому глобальный финансовый кризис выглядит неизбежным и начнётся он именно в США, дело только в сроках: если раньше эксперты давали год-два, то сейчас события разворачиваются стремительно, в том числе потому, что Трамп начал играть на опережение. Но, так или иначе, вопрос лишь в том, смогут ли США пройти кризис, что называется, по касательной, пожертвовав только «союзниками и партнёрами»: кто-то же всё равно должен будет за этот банкет заплатить.
Ну а для нас с вами самым важным сейчас оказывается вопрос, как эти потенциально грозные явления отразятся на экономике и, извините, внутренней устойчивости нашей страны вообще. Нам, судя по всему, необходимо куда быстрее и масштабнее заниматься и дедолларизацией, чему активно сопротивляется аффилированный с западной моделью финансовый сектор. И вообще уходить от токсичных западных рынков, особенно от крайне зависимой от ФРС европейской финансовой системы, чтобы, когда эта конструкция начнёт падать, нас с вами банально не забрызгало.
Стоило бы активно избавляться и от западной модели ценообразования (в первую очередь в энергетике), и от прочих до сих практикуемых методик МВФ, включая пресловутое «охлаждение экономики» в условиях военного времени.
Хватит уже, наверное, бороться за «мир и дружбу за счёт уступок», а также за «своё место в цивилизованной экономике и международном распределении труда». И объективно тем самым лезть в последний вагон идущего в пропасть поезда: очевидно же, что для нас с вами ничего хорошего там нет.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.





































