В Грозном проходит Всероссийский фестиваль национальных театров "Федерация", который не только радует зрителей яркими премьерами, но и создает пространство для живого профессионального диалога. В рамках фестиваля проходят четыре образовательные площадки для критиков, художников, актеров и всех желающих глубже понять театр.
Утро для участников Лаборатории молодых критиков начинается с разбора впечатлений от спектаклей. Показанные на сценах грозненских театров "Побег из ада" Мордовского национального драмтеатра и "Гамлет" Чеченского государственного академического театра имени Нурадилова вызвали бурную дискуссию среди участников.
Лаборатория молодых критиков — самая требовательная аудитория фестиваля. Попасть сюда можно было только по предварительной заявке, и теперь участники полностью погружены в интенсивную работу. Их задача — не просто посмотреть спектакли, а научиться профессиональному анализу.
В атмосфере научного поиска под руководством Елены Дунаевой участники совершают путешествие во времени. Лекция охватывает историю театра в России — от представлений на ярмарках до основания первого государственного театра при Алексее Михайловиче. Лектор на примерах спектаклей, показанных в рамках фестиваля, демонстрирует, как традиции театра откликаются в современном искусстве.
На мастер-классе "Сценографический вояж" участникам раскрывают секреты театральной сценографии. Здесь подчеркивается, что спектакль рождается не с первого слова актера, а с первого штриха на эскизе. Именно художник превращает пустую сцену в шумный город или фантастический ландшафт, задавая тон всей истории.
Самой оживленной площадкой стал семинар по сценической речи под руководством Ларисы Кайдаловой. Эти навыки являются фундаментом для любого актера, и чеченские артисты занимаются с особым энтузиазмом. Задача семинара — сделать так, чтобы живая мысль автора находила мгновенный отклик у зрителей, чтобы слово не просто звучало, а жило и меняло атмосферу в зале.