Дроны, которые изменили все Часть I, Часть II
Король мертв! Да здравствует король!
Прежние «короли поля боя» — танки, «Тюльпаны», ТОСы — из грозной силы превратились в крупные, заметные и весьма уязвимые мишени.
Во время украинского наступления летом 2023 года бойцы ССО наперегонки спорили, кто быстрее поразит «Леопард»: дрон или ПТУР. Дроны выиграли эту гонку. FPV-Дрон уже поражал вертолеты, самолеты и стратегические ракетоносцы. А МБЭКи топили корабли.
Рой дронов
Сейчас, в 2026 году, с обеих сторон летят уже дроны с элементами искусственного интеллекта — с «мозгом» на борту или в облаке, через защищённые каналы связи. В 2027м полетят автономные рои — «стая», где десятки аппаратов сами распределяют цели и маршруты.
Это будет ещё одна революция, но и ответ на неё тоже будет фундаментальным: появятся системы, которые будут выжигать электронику на глубину до ста километров в тыл врага, превращая целые районы в зону радиоэлектронной пустыни.
Автомат Калашникова XXI века
За последние три года дрон прошёл путь от смешной диковины, от которой генералы отмахивались, как от мухи, до «автомата Калашникова» XXI века. Сам автомат бойцам, по большому счёту, уже можно не выдавать, если в магазине нет трёхпульного патрона. Большинство бойцов этой войны никогда не видели врага на расстоянии классического стрелкового боя, зато все прекрасно видят друг друга в объективы камер всевозможных дронов.
Насыщение дронами
Дрон противника впервые пролетел над моим волонтёрским УАЗом осенью 2023 года. Тогда ещё можно было рисковать и с Булатом заезжать на расстояние два–три километра до врага: дроны были редки, и никого волонтёрский УАЗ особенно не интересовал. Тот дрон шёл за село, где в лесу стояла артиллерия десанта. Уже в 2024 году любой волонтёр мог легко «поймать» дрон в десяти километрах от фронта — там, где ещё вчера люди пили кофе и считали, что «здесь далеко» и можно отдохнуть от войны.
Страшно
Недавно сидел с читателем, который теперь работает в структурах близких к МО, в кафе, пили крепкий чай.
– Тебе там было страшно? – спросил он.– Очень, – честно ответил я.
– Привык?
– Нет, так и не привык. Всегда страшно.
Привыкают на самом деле те ребята, кто живёт на ЛБС месяцами; и то это не привычка, а какаято атрофия страха. Я же, напротив, заметил: до эпохи дронов я мог почти точно просчитать, что, где и когда может в меня прилететь, и этим успокаивался.
Сейчас этого просчитать в принципе нельзя. Даже если ты едешь под самым «чистым» и мощным 100ваттным РЭБом, в тебя всегда может прилететь дрон на оптоволокне или с донаведением, которому всё равно на помехи.
Дроны полностью изменили облик войны, перечеркнув учебники и наставления, написанные под прошлые конфликты. И это, похоже, только начало.


































































