Григорий Кубатьян: Дочитал книгу Проханова "Лемнер"

Григорий Кубатьян: Дочитал книгу Проханова "Лемнер"

Дочитал книгу Проханова "Лемнер". О ней много отзывов, но напишу и свой. Хотел понять, почему она вызвала такой шум, почему ее пытались запретить? И думаю, что эта книга просто опередила своё время. Выйди она лет на 10-15 позже, было бы лучше.

"Лемнер" - роман гениальный и вредный одновременно. По-прохановски пафосный, цветастый, многословный. Здесь каждый персонаж говорит как герой греческой трагедии. Это книга-спектакль. Но это авторский стиль, к нему привыкаешь. Фантазии и остроумию автора можно позавидовать. Проханов-сюрреалист закручивает так, что от книги отрываешься только чтобы с восхищением выматериться. Не представляю из каких босховских глубин сознания он достает эти образы - уродливые, пугающие и убийственно смешные одновременно. Если сравнивать по эмоциональному воздействию с книгами Виктора Пелевина, то "Лемнер" Проханова мощнее и психоделичнее.

Почему же начался скандал? В либеральных пабликах со злыми ухмылками мусолили цитаты про китайских розовых пиявок для президента: вот, дескать, охранитель Проханов на кого покусился! Ух, ему сейчас достанется! Но кажется, дело не в том, что в литературных героях можно увидеть прототипов, как закатившихся за горизонт, так и остающихся при власти. Сатира и должна быть острой и смешной. Тем более, что это гротеск, абсурд. Дело даже не в образе президента, про которого всю книгу герои думают, что его вообще нет, а он появляется лишь в конце, да и то скорее в образе духа, чем человека. Проблема в эмоциональной атмосфере книги. Она тягостная, липкая, кровавая. После прочтения остаётся ощущение депрессии и тлена. Умиротворяющие описания русских пейзажей и церковок не помогают.

Это масштабный эпос, представляющий русскую историю в виде мистической кровавой мясорубки. Прохановская Россия населена демонами и чудовищами. Такую Россию нельзя спасти, она безнадежна. Про такую Россию было бы интересно читать, будь она помещена в прошлое. Будь она Россией 90-х, Россией послереволюционной, Россией Ивана Грозного. Но понимать, что это Россия сегодняшняя - слишком страшно. А ещё - мы ведь прямо сейчас ведем войну за Россию. Но за какую? Неужели за такую? От такой хочется бежать прочь. А литература во время войны всё-таки должна работать на победу.

Автор: Григорий Кубатьян

Топ

Лента новостей